Перевозка живой рыбы — санитарные нормы и правила, особенности подбора емкости для транспортирования рыбы с водой или без

Живая рыба – востребованная товарная категория, популярность которой на рынке за последние годы сильно выросла, и перед продавцами остро встал вопрос транспортировки особого груза.

Перевозка живой рыбы требует особой подготовки, и соблюдения некоторых правил.

Подготовка к перевозке живой рыбы

К транспортировке допускаются все виды рыбы, выращиваемой в фермерских хозяйствах.

При этом предварительный анализ особей из водоемов, где производится забор, должен показать отсутствие таких заболеваний как бранхиомикоз, фурункулез, краснуха.

При визуальном осмотре выловленная рыба должна иметь здоровый вид, сохранять активность. Отбраковка происходит по следующим признакам:

  • Неровность чешуйчатого покрова;
  • Вздутое брюшко;
  • Деформация и нарушения окраса жабр;
  • Наличие черных точек на поверхности кожи, чешуи, плавников;
  • Травмы, полученные при вылове;
  • Вялость или истощение.

При подозрениях на зараженность рыбы паразитами, ее транспортировка возможна только после специальной обработки в аммиачных или солевых ваннах.

Подготовка тары

Живую рыбу можно перевозить в разных емкостях, но чаще всего используются закрытые пластиковые контейнеры, предварительно обработанные обеззараживающим составом.

В дороге обязательным условием является достаточная аэрация тары специальными компрессорными установками.

  • Важно заранее учесть количество груза и длительность пути.
  • При максимальном заполнении емкости рыба не должна травмироваться.

В долгой дороге есть риск, что при маленьком объеме воды в контейнерах в ней скопятся продукты жизнедеятельности рыб – это может привести к гибели как отдельных особей, так и всей партии.

Допустимые виды тары для перевозки живой рыбы

Иногда вместо контейнеров для перевозки живой рыбы используются другие виды емкостей. При выборе многое зависит от возраста перевозимых особей.

Брезентовые резервуары

Объем таких чанов колеблется от 250 до 500 литров.

Перед загрузкой рыбу выдерживают без корма в проточной воде несколько часов для освобождения кишечника. Такой прием поможет сохранить свежесть воды надолго.

Полиэтиленовые бидоны

В основном используются для перевозки мальков (от 50 до 100 шт.). Их удобно ставить в кабину грузовых машин, загружать в легковые автомобили.

Пакеты из полиэтилена

Стандартный объем таких пакетов – 40 литров, а используются они в основном для перевозки икры карповых, осетровых, лососевых.

  • Иногда в пакетах везут и мальков – все зависит от массы рыбы и расстояния.
  • С недавнего времени часть поставщиков заменила пластиковые емкости контейнерами из оргстекла – такая тара считается более экологичной.

Требования к воде

Для перевозки живой рыбы используется только чистая, предварительно аэрированная вода без вредных примесей.

  • Чтобы уровень рH на протяжении поездки оставался в пределах нормы, в воду добавляют поваренную соль: до 10 кг на 1 кв. метр для крупных особей, и до 5 кг для мелких.
  • Температура воды в емкостях не должна отличаться от той, что была в водоеме (допустимое расхождение – 2 градуса). Во время поездки, особенно летом, вода нагревается. Поэтому в машине должен быть запас льда в расчете 5 кг на 100 литров воды.

Интересная деталь! В некоторых случаях рыбу перевозят и без воды, предварительно уложив в два слоя в специальные лотки, имеющие ряд небольших круглых отверстий. В верхний лоток помещают лед. Способ актуален для коротких перевозок.

Необходимые документы

Перевозка живой рыбы возможна только при наличии полного пакета сопроводительных документов.

  • Важнейшие из них – ветеринарные сертификаты и свидетельства, подтверждающие безопасность груза.
  • Формы сертификатов будут отличаться в зависимости от происхождения продукции (вылов в открытом водоеме или на ферме) и дальности перевозки.
  • Документация выдается территориальными органами Россельхознадзора.

Компания-перевозчик также должна оформить санитарные паспорта на машины, занятые транспортировкой живой рыбы.

Меры после перевозки

После доставки живой рыбы из одной географической точки в другую, поставщик и принимающая сторона должны выполнить ряд обязательных действий:

  • Произвести осмотр всех особей, удалить из общей массы мертвых и травмированных особей;
  • Здоровых рыб поместить в карантинные пруды на 3 недели и подробно отслеживать их состояние, делать необходимые анализы;
  • Воду из транспортировочных емкостей слить в специальные приемники и обеззаразить;
  • Сами емкости промыть проточной водой и обработать обеззараживающим раствором.
  • При несоблюдении перечисленных мер службы ветеринарного надзора вправе подвергнуть уничтожению всю партию живой рыбы.

Другие нюансы

Организаторы отправки партии живой рыбы должны заранее учесть следующие факторы:

  • Суммарный объем продукции. Контейнеры предпочтительно ставить в один ряд, избегая лишнего давления и сжимания;
  • Соотношение воды, живого веса рыбы, дальности путешествия;
  • Климатический пояс, время года. Оптимально перевозить груз при средних температурных значениях. При неожиданной поломке автомобиля или компрессорного оборудования условия окружающей среды должны быть максимально близки к условиям содержания перевозимой рыбы;
  • Наличие запасных компрессоров, достаточного запаса льда;
  • Перед дальней перевозкой автомобиль должен пройти технический осмотр, при необходимости нужно выполнить ремонтные работы. Малейшая задержка в пути может оказаться губительной для живой рыбы;
  • Комплект документов на груз и авто лучше проверить дважды, убедиться в наличии всех подписей и печатей;

Оптимальное время для поездки — ночь или раннее утро, это связано с биологическими ритмами рыб и дорожной ситуацией.

При финансовой возможности живую рыбу можно погрузить в состояние оцепенения: процесс называется иммунизацией. Все особи помещаются в емкость, куда подается состав, замедляющий жизнедеятельность — например, растворенная в воде угольная кислота.

Через 5-7 минут рыба замирает и поступает в специальный бак для хранения на несколько часов. После перевозки ее активность нормализуют, поместив в чистую воду.

Фото примеров перевозки живой рыбы

Задать вопрос эксперту



    Adblock
    detector